Пётр Королёв: «Пляжке не хватает брутальности, а в волейболе на снегу есть, на что посмотреть»

Категория: Снег
Опубликовано: 18.04.23

Несколько дней назад в нашей стране отшумели страсти волейбола на снегу – состоялись финальные этапы двух главных турниров, и снежный «ФАКЕЛ» выиграл оба трофея сезона-2023: титул чемпиона России и Кубок страны. Самое время подвести итоги этого насыщенного сезона, и мы с удовольствием поговорили об этом новом, но очень интересном виде спорта и об успехах нашей команды с главным тренером команды «ФАКЕЛ» по волейболу на снегу Петром Королёвым.

- Пётр Владимирович, прежде всего, поздравляем команду со стопроцентным результатом этого сезона – выигран и чемпионат, и Кубок страны.
- Спасибо большое!

- Это был первый полноценный сезон волейбола на снегу, с несколькими этапами, а не одним-двумя турнирами, как было раньше. Непросто было привыкнуть к такому насыщенному графику? При том, что вид спорта сам по себе сложный, а тут еще и несколько этапов, а финальные вообще друг за другом…
- Было бы нормально, но сезон волейбола на снегу начался сразу же после сезона пляжного волейбола, а там тоже было порядка 16 турниров. Парни отыграли его, а затем перешли на снег. Если раньше мы могли отдохнуть зимой, то теперь выступали круглый год, и за это время было около 30 выездов. А это всё игры, переживания… Поэтому всем было тяжело. Но при этом и очень интересно. Мы набрались опыта, который касается, например, использования обуви, умения приспосабливаться к внешним условиям, и этим опытом мы успешно воспользовались на финальных соревнованиях. И самое главное, здесь мы смогли уже испытать те вещи, которые до этого наигрывали только теоретически. Игроки с такими физическими данными, как Олег Стояновский и Костя Семенов, нам не встречались по ходу сезона, и очень важно было реализовать все наши наработки – комбинации, забегания, умения нивелировать их габариты. Не всё, конечно, получилось так, как нам хотелось бы, но мы сумели обыграть команды, в которых были такие игроки, как Олег Стояновский, Вячеслав Красильников, Илья Лешуков, Костя Семенов. Это люди - Топ-3 мира из тех, кто умеет играть на улице. Плюс они все играли на серьезном уровне в классический волейбол, то есть формат 3х3 для них - не какое-то сильное новшество. И даже не имея длительной практики на снегу, они сыграли очень хорошо. Команда «ФАКЕЛ-2», в которую вошли Олег Стояновский, Илья Лешуков и Федор Сабаев, поработав неделю с нами, уже показала себя на высоком уровне в волейболе на снегу.

- Значит если бы они провели с вами не неделю, а, к примеру, месяц, это был бы уже полноценный снежный коллектив?      
- С одной стороны, да. Но при этом, чтобы быть успешным на длительной дистанции, нужно тщательнее подходить к профилактической работе, к своему здоровью, физической подготовке именно в волейболе на снегу. Парни сыграли всего два турнира - это терпимо для топ-игроков, а мы – команда снежников – под занавес сезона без перерыва выступали практически три недели. При этом на всех этапах были довольно непростые условия – везде разное покрытие, разная погода. И необходимо себя специальным образом готовить к стабильному выступлению на протяжение всего сезона, когда нужно постоянно ездить, восстанавливаться, тренироваться на улице – это, действительно, сложно. Поэтому не факт, что наши пляжники спустя месяц работы играли бы гораздо лучше.

- В начале сезона Вы говорили о том, что снежное направление волейбола начинает развиваться практически с нуля, и собирались создавать методические наработки для подготовки волейболистов-снежников. Вам, как тренеру, удалось за этот сезон сделать всё, что планировали?
- Сделано многое, но не всё. Пожалуй, нам еще нужно поработать над своей подачей. В нашей команде нет таких габаритных игроков, как Олег Стояновский или Костя Семенов, поэтому нам нужно очень здорово подавать и отодвигать соперников от сетки, затруднять им организацию атаки. Например, на финале чемпионата России в Шерегеше были очень сложные матчи, тревожные для нас – там было довольно жесткое покрытие, практически все игроки могли выполнять сильные нападающие удары, и именно подачи нам не хватало, чтобы отодвинуть нападение соперника от сетки, и наша защита заработала. А что касается защитных, комбинационных действий, организации собственной атаки – здесь мы играем очень неплохо.

- То есть вы удовлетворены результатом работы?
- Да, удовлетворение есть. Ребята смогли перестроиться, из расслабленной в некоторой степени пляжки перешли в режим жестко дисциплинированного волейбола на снегу. У пляжников все-таки есть определенный дух свободы, граничащий с раздолбайством. И даже очень сильные пляжные команды могут позволить себе не придерживаться четкого графика и расписания, где-то отойти от гейм-плана на игру, что-то свое привнести. В нашем виде волейбола игроков больше, а значит, и ответственности больше, поэтому на первый план выходит взаимодействие. Финал Кубка России в Новом Уренгое показал, что именно за счет командных взаимодействий можно одержать победу над топовыми игроками.

- Здесь нужно быть еще более сыгранными, чем в пляжке?
- Безусловно. И хорошо, что у нас не три человека в команде, а четыре, и что все они разноплановые. Сейчас уже, наверное, можно приоткрыть небольшой секрет – в матчах против «Витязя», где были Красильников, Семенов и Кислицын, у нас больше играл Максим Худяков – он обеспечил атаку в центре сетки и блок. А на финальной игре Кубка покрытие стало более жесткое, нужно было больше атаковать с краю, увести атаку подальше от Стояновского, и с этой ролью хорошо справился Руслан Быканов. Это здорово, что мы дополняем друг друга во многом и нивелируем слабые стороны друг друга.

- Из всех этапов, которые были в этом сезоне, где интереснее или сложнее всего было играть?
- Самые тяжелые этапы по погодным условиям были в Новом Уренгое и Казани. На первом этапе чемпионата страны в Новом Уренгое было очень холодно. Мы с экстремальными температурами тогда столкнулись впервые. Второй раз мы с ними столкнулись в Казани, и там еще был ветер. Мы получили отличный опыт игры в такую погоду, и это нам помогло сейчас, на финале Кубка страны. А по организации, зрительскому интересу, по накалу борьбы, наверное, нам больше всего понравился финал Кубка в Новом Уренгое и этап в Красноярске, потому что там тоже было все здорово организовано, хорошее жесткое покрытие, было похоже на классический волейбол, только на улице.

- Было приятно заканчивать сезон именно в Новом Уренгое? Домашние стены придавали сил после такого длительного марафона в течение сезона?
- Я бы сказал, что очень тяжело - был большой груз ответственности. Мы не очень удачно выступили на первом этапе дома, потому что не представляли, что нас будет ждать в плане погоды. Да, мы играли без связующего, что тоже было непросто, но наши, мои, в частности, предположения о том, как будет строиться игра в формате 3 на 3, оказались неверными. Мы в прошлом сезоне играли чемпионат России в Шерегеше, и там было очень тепло, дул ветер, снег был мягкий, и это было похоже на то, как мы играли в пляжный волейбол. Но первый этап в Новом Уренгое показал, что волейбол на снегу больше похож на классический волейбол. И нам пришлось немного перестраивать подготовку с пляжного на классический. И хорошо, что мы имели возможность готовиться у нас на базе в Серпухове, где совмещали работу на улице, на классической площадке, работу с мячом, помогала молодежная команда - мы играли с ними спарринги, проводили спарринги и с московскими студенческими командами. Играли в формате 6 на 6, где-то и я дополнял команду, если нам не хватало игроков, и даже Артема Сергеевича Ермакова заставили снять кроссовки с гвоздя и сыграть в нашей команде либеро в одной из встреч против института физкультуры. Поэтому, повторю, в Новом Уренгое нам было тяжело, потому что мы на первом этапе выступили неудачно, и нужно было на этот раз обязательно оправдать желание и надежды болельщиков у себя дома.

- На финальные этапы турниров у вас прибавилось подопечных – появилась еще команда «ФАКЕЛ-2», состоящая из пляжников Олега Стояновского, Ильи Лешукова и Феди Сабаева. Какие у них были задачи?
- На финал Кубка России задача была – чтобы обе команды сыграли в матче за золото. И мы эту задачу выполнили. У нас даже были небольшие конфликты, потому что весь турнир я вел две команды, а в финальном матче сосредоточился на одной – своей основной снежной. И пляжники меня спрашивали – почему ты за них больше переживаешь, будешь сидеть с ними на играх? А я отвечал, что моя задача, как тренера именно по волейболу на снегу, доказать, что наш вид спорта – обособленный, самостоятельный, который имеет свое место в этой волейбольной градации. И что каких бы сильных пляжников против нас ни ставили, мы все равно окажемся чемпионами.

- Финальный матч двух «ФАКЕЛОВ», действительно, получился огненным.
- Да, сильнее соперника даже и представить сложно: наши пляжники – сильнейшие в мире. А мои ребята - участники этапов Мирового тура, очень хорошие игроки в пляжный волейбол, но все-таки не чемпионы мира и не призеры Олимпийских игр. Но они сумели в формате 3 на 3 обыграть элиту. И это событие даст определенный толчок к развитию нашего вида спорта. Когда люди будут понимать, что если начнут тренироваться на снегу, прикладывать усилия, то смогут обыграть сильнейших соперников. Как в матче за бронзу на Кубке «Зенит» обыграл «Витязь» - ребята из Санкт-Петербурга тоже доказали, что они ездили весь сезон, выступали на снегу, и что они сильнее именно в этом виде спорта. То есть можно быть не элитным спортсменом в пляжке или классике, но уже становиться элитой в волейболе на снегу. У нас начинает формироваться эдакий «кружок по интересам». И мы доказываем, что это, так сказать, наша корова, и мы ее будем доить (улыбается).

- Каким Вы видите развитие своего вида спорта в ближайшую пятилетку?
- Во-первых, хочется, чтобы каким-то образом открылась международная арена. Пусть это будет не в формате чемпионатов Европы или мира, но, например, турниры стран БРИКС. Может быть, азиатские команды будут готовы с нами играть. Чтобы мы могли обмениваться опытом и брать какие-то лучшие практики. Думаю, наша федерация сделает всё, чтобы у нас была возможность в этом направлении развиваться.

Надеюсь, будет увеличиваться и количество этапов. В 2021 году был один турнир, в прошлом году – два, в этом сезоне - уже шесть. Возможно, в следующем уже будет восемь. И при хорошем качестве трансляции и телевизионной картинки интерес болельщиков тоже будет расти. Даже сейчас у нашего вида спорта хорошие просмотры. И это не только мы, пересматривая и разбирая наши игры, и наши родственники, которые за нас болеют, делаем рейтинг матчам волейбола на снегу. Финал в Шерегеше, например, набрал 2 миллиона просмотров – это хороший показатель, не все классические матчи могут таким похвастать. Если это будет интересно телевидению, то и спонсоры начнут приходить с деньгами, а значит, будут приходить новые игроки, и чемпионат продолжит расти. У волейбола на снегу не меньше, а может быть, даже больше перспектив, чем у пляжного волейбола. Пляжка стала в некоторой степени такой… няшной. Красивые загорелые молодые мальчики с непринужденными выражениями лиц перекидывают мячик через сетку на пляже. А у нас все брутально, по-советски, я бы сказал. Здесь реально мужики бьются на морозе, падают, врезаются в ограждения, скользят, наступают бутсами друг другу на руки, на ноги. Больше экшна, больше харизмы в этом виде спорта. Когда я начинал играть в пляжный волейбол, в него играли большие дядьки с голубыми глазами где-то на пляжах в Санта-Монике. Сейчас он становится молодежным видом спорта, и таких мастодонтов в нем все меньше и меньше. Брутальности пляжному волейболу не хватает. В снежке есть, на что посмотреть – больше тактики, больше защиты.

- Сезон волейбола на снегу завершен, какие планы у команды на межсезонье?
- Уже почти год я не был нормально дома. Нормально – это чтобы провести там больше недели, не занимаясь выездами и тренировочными мероприятиями. Так что сейчас я бы, пожалуй, месяцок отдохнул, перезагрузился. Надо все переосмыслить, потому что было много событий, много эмоций. А дальше у клуба на наших снежников есть определенные планы в летний период. Руслан Быканов и Тарас Мыськив, например, спонтанно организовали пару и будут выступать на каких-то пляжных турнирах, скоро мы их увидим на песке. Плюс, возможно, задействуем нашу молодежь – Федю Сабаева, чтобы или подтянуть его на снег, или помочь в пляжном волейболе, передать опыт. В любом случае, мы продолжим работать на благо клуба, на благо Ямала.  

Фото на превью - Данил Айкин